Размышления после сессии

      Я не люблю принимать экзамен. Поскольку надежда на то, что студенты, слабо успевающие по математике, подтянутся до уровня нормальной "тройки" в процессе подготовки к экзамену, как правило, не оправдывается. Подушное финансирование принуждает чиновников от образования держать в Вузе, продолжать обучать студентов, которые не в состоянии качественно (удовлетворительно - вдумайтесь в это слово!) освоить предмет. Чтобы удержать "слабого" студента в Вузе назначаются переэкзаменовки, на каждой из которых преподаватели снижают уровень требований, пока не дойдут до черты, которая определяется экзаменатором. Желание чиновников Вуза сохранить контингент студентов, трансформируется в страх преподавателей
- Поставлю много двоек, cократят количество студентов и я потеряю работу ... А на что жить?

     В результате, цель обучения сводится к "поставить как можно меньше двоек на экзамене". Самое печальное, что таком подходе к обучению, способным студентам не уделяется должного внимания, и уровень вузовской математической подготовки студентов технических специальностей, неуклонно падает. Из вузовской математики постепенно уходит дух доказательности. По этому поводу приведу выдержку из статьи Шарыгина Игоря Фёдоровича (1937 – 2004), "Математическое образование: вчера, сегодня, завтра..." написанной в 2001 году.

     "Know how", "know why" и нравственность.  Второй очень важной традиционной (это уже в прошлом - ред В. Усов) чертой российского математического образования является принцип доказательности. Очень четко этот принцип виден в традиционных школьных учебниках по математике. Ни одного не доказанного утверждения, ни одной формулы без вывода. И этим наше математическое образование отличается от американского. (Кстати и в скобках - недавно американцы вдруг обнаружили, что в сингапурских школьных учебниках не только встречаются, но и доказываются теоремы. Обнаружив это, они настолько удивились, что даже предложили использовать эти учебники при обучении своих школьников.) И здесь важно не то, чье образование лучше, а то, что они разные. Главным вопросом российского математического образования является "Почему?". В то время как для американского - "Как?". Отсюда "know how" - "ноу-хау", "знаю как". Постоянные мучительные поиски ответа на вопрос "Почему?" вообще характерно для российского менталитета. К сожалению, однако, получив ответ на вопрос "почему", российский человек зачастую на этом останавливается и не доводит свою работу до конечной стадии. Нередко за него это делают шустрые люди на Западе, после чего за большие деньги российское изобретение возвращаются на родину в виде все того же "ноу хау". Получается, что с общечеловеческой точки зрения выравнивание мирового образовательного ландшафта может оказаться просто вредным. Для того чтобы пошел ток, чтобы текли реки, нужна разность потенциалов.

     Идея доказательства, на которой основана вся математическая наука и математическая культура, - одна из самых нравственных и демократических идей. Математически культурными людьми, понимающими, что такое доказательство, невозможно манипулировать. Математика и власть - две вещи несовместные, но разумные властители в трудные моменты нередко прибегали к помощи математиков для решения самых разных проблем. Возможно, неприязнь демократов и антикоммунистов к математике и математическому образованию (математики оказываются чуть ли не виновными в проводившихся репрессиях) вызвана именно тем, что реальные научно-технические достижения Советского Союза, от которых никак не удается отмахнуться, основывались на высоком уровне математической науки и математического образования советского периода...

Итак, вернемся в 2014 год. Что же можно сделать, чтобы остановить процесс деградации вузовского математического образования, который, по моему мнению, начинается в школе?

Для того, чтобы перебороть тенденцию деградации, мы должны немного пофантазировать, то есть пренебречь всеми административными препонами, которые существуют на данный момент. Как бы начать с чистого листа, зафиксировав только нынешние начальные условия.

Что же мы хотим.

  1. Повысить качество подготовки будущих инженеров ( математика и физика -стержень такой подготовки).
  2. Сохранить по возможности функцию "социализации", то бишь продолжать обучать студентов, которые по меркам 60 -70 годов, никогда бы не попали в ВУЗ.
  3. Повысить качество  школьной подготовки по математике, как основы успешного обучения в техническом вузе.
  4. Витает в воздухе, например,  следующее.

         Хотелось бы, чтобы в Вузе студент (по желанию и способностям) мог бы выбрать одну из трех ступеней подготовки по математике. Ступени математической подготовки формируются из потребностей данной инженерной специальности.   Естественно, 1 ступень - это тот необходимый минимум, который  будет востребован  при изучении спец предметов по данной специальности.  При этом должны выполняться следующие простые правила.

Правило 1. Программы и методические материалы по математике всех ступеней доступны для студентов всех ступеней.

Правило 2. В контрольных точках обучения, худшие из первой ступени отчисляются. Худшие из второй ступени переводятся в первую, а худшие из третьей ступени переводятся во вторую. Лучшие из первой ступени по желанию студентов могут переводится во вторую, дополнительно пройдя соответствующий тест, аналогично лучшие из второй ступени по желанию студентов могут переводится во третью ...

Правило 3.  Стипендии студентам рассчитывается и начисляется исходя из его успеваемости по всем базовым дисциплинам.  Стипендии индивидуальны и не равны, но начисляются из возможностей стипендиального фонда.

Далее, должно быть не менее  6  семестров обучения  будущих специалистов базовым знаниям по математике и физике.

     Следует связать  качество школьной подготовке по математике,  с  успеваемостью  студентов в Вузе.  В школе нужно обратить особое внимание на формирование тех умений и навыков, которые необходимы при изучении Вузовского курса математики.  Здесь школе могли бы оказать большую помощь  преподаватели Вузов.  Для этого необходимо   снабдить Вузовского преподавателя математики (с соответствующим образованием) сертификатом школьного учителя, который дает приоритетное право на преподавания математики в школе, ведение математических кружков, спец классов, с соответствующей оплатой труда. Такой "продвинутый учитель математики" в случае необходимости мог бы работать в паре со педагогом-воспитателем.

     Следует по возможности разгрузить школьные  программы - количество одновременно изучаемых предметов не должно быть больше ... здесь нужно дать слово специалистам. Увеличить часы на возможность творческого изучения математики в математических кружках, спецгруппах, которые должны формироваться по желанию школьников и рекомендациям учителей...

     Необходимо избавить школьного  учителя от ненужной   отчетности для вышестоящих чиновников, качество знаний учеников - основной критерий качества преподавания, при этом должно учитываться соответствие оценок школьника,  полученных в аттестате,  и  оценок студента  при обучении в вузе (статистика).

     Роль   математики  и физики в современном  мире  должна освещаться в популярных лекциях. Это   необходимо  будущим инженерам, и на это  должны отводиться учебные часы... А Ваши предложения...

 

 

 

 

 

Главная | Контактная информация

Copyright © 2008-2013